Свадьба со слезами на глазах. Почему режиссер фильма «Одиноким предоставляется общежитие» изменил финал


Финалом фильма «Одиноким предоставляется общежитие» в первоначальной версии была вовсе не свадьба персонажей Натальи Гундаревой и Александра Михайлова. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем кино

Вера Голубева живет в общежитии. В свободное от работы время помогает подругам находить женихов по переписке. Вновь назначенный комендант общежития Виктор Петрович Фролов поначалу пытается бороться со сватовством. Но затем влюбляется в Веру и постепенно приходит к выводу, что она не занимается сводничеством, а устраивает личное счастье девушек.

В советские годы считалось неприличным выставлять личную жизнь напоказ до тех пор, пока в нее не вмешивался местком или партком! В открытую заявлять о поиске потенциального супруга женщины не решались. Искали суженых тихо, иногда с привлечением верных подруг. Но они могли увести кандидата. Поэтому страждущие выйти замуж боролись единолично. Неожиданно в конце 1970-х, сначала в прибалтийских газетах, стали появляться объявления на манер «Одинокая женщина желает познакомиться для создания семьи». Поскольку в объявлениях упоминались параметры дам, поднялся большой шум, дескать, они предлагают себя чуть ли не на вес, как домашний скот. Одно такое объявление попало в руки сценаристу, писателю-сатирику Аркадию Инину. 

Несмотря на прогрессивность, он тоже в то время рассматривал такие пассажи от гражданок в СМИ как курьез. Ничего не поделаешь, советское воспитание. У литератора возникла идея сценария лирической комедии. Только поместить барышень, пишущих письма, решил в женское общежитие ткацкой фабрики. На городском жаргоне эти заведения называли «монашники». Были в СССР и отдельные мужские общежития. Объединять молодых работниц и работников в одних общагах власть не спешила потому, что они сразу превращались в семейные. Рождались дети, пролетарские семьи начинали требовать расширения жилплощади, а это не каждый завод или фабрика могли обеспечить.

Под видом социального работника Аркадий Инин провел несколько недель в женском общежитии Московской ткацкой фабрики имени М. Фрунзе. Вникал в детали сурового быта. 

Уроженец Гомельской губернии режиссер Самсон Самсонов слыл на «Мосфильме» знатоком женской психологии. А. Инин, шутя, вспоминал: «Он был настоящим маньяком в хорошем смысле слова. Если героиней его ленты становилась женщина, то он всегда делал ее краше и лучше, чем этого требовал сценарий. У него даже в почтенном возрасте горел глаз при виде красивых актрис, что давало дополнительный импульс в работе». Самсонову повезло. Первым его фильмом стала картина «Попрыгунья» (1955) по одноименному произведению Антона Чехова. Главные роли в ней исполнили Сергей Бондарчук и Людмила Целиковская. На кино дебютанта посыпались призы: номинация на «Золотого льва» и приз «Серебряный лев святого Марка» первой степени Венецианского кинофестиваля 1955 года; номинация на премию BAFTA в категории «Лучший фильм» 1957 года. Молодой режиссер сразу стал маститым, работал с классическими произведениями. Именно его Инин и попросил снять картину в начале 1980-х.

Роль Веры Голубевой Инин изначально писал для Н. Гундаревой. Самсонов предложил провести кинопробы с Еленой Драпеко. Как вспоминала актриса, Гундарева ее переиграла. Но Елена не осталась без роли. Ей предложили стать на экране Ниной, женой Вартана, которого сыграл Фрунзик Мкртчян. Пара получилась фееричная, а фраза «Утром — яичница, вечером — яичница, ночью — омлет. Я скоро начну кудахтать, как цыпленок» стала крылатой, ушла в народ.

А. Михайлова утвердили на роль Фролова без проб, хотя знаменитостью тогда его не считали. Фильм «Любовь и голуби» (1984) был еще впереди. Без проб утвердили и Виктора Павлова. Он сыграл Илью, 

Роль воспитателя Ларисы Евгеньевны писалась для полной актрисы. Весь женский актерский состав уговаривал Самсонова доверить сыграть ее стройной Тамаре Семиной. Режиссер сдался. Позже он понял, что сделал ошибку. Нельзя двух великих актрис сводить в одном конфликте, победительницей из которого должна выйти только одна, играющая положительную героиню.

На прочие роли девушек из женского коллектива велся подбор по принципу разнообразия типажей и характеров. Робкие и отчаянные, тучные и худые — все они есть в ленте и все хотят выйти замуж. Особо запомнилась Татьяна Агафонова, сыгравшая Лизу Лаптеву, — крупная, смешливая, энергичная. Эта лента первая в ее биографии. В 1980-е она стала звездой, сыграла Верку-москвичку в «Интердевочке» (1989). А когда в 1990-е начался кризис в кино, уехала в село Залазино Тверской области, где возглавила колхоз! Подняла хозяйство сельхозпредприятия и вернулась в кино в 2000-х.

Еще один заметный персонаж — Ира Санько. Ее сыграла Елена Майорова, как говорили, женщина с нелегкой судьбой, отраженной в глазах. На деле просто хорошая характерная актриса. 23 августа 1997 года она трагически погибла. На ней загорелось платье из синтетики, вспыхнувшее факелом. Друзья говорили о самоубийстве. Официальная версия гибели — несчастный случай.

Убрать соперницу

Съемочная группа не покидала Москву. Комнаты и коридоры общежития — декорации в павильоне «Мосфильма». Вид общежития с улицы, включая сцены свадеб, на деле — 35-я московская средняя школа, историческое здание бывшего Реформатского училища при Евангелическо-реформатской церкви.

Интерес режиссера вызвало не только здание, но и аллея перед ним, по которой дефилировали молодожены.

Актрис обучили основам ткацкого дела. В некоторых сценах им пришлось работать на станках по-настоящему.

По свидетельству очевидцев, солнечный Ф. Мкртчян отрабатывал свои сцены, а потом забивался в угол и смотрел на всех большими темными печальными глазами. Как раз в тот период его супругу Донару поместили в Севанскую больницу с тяжелым психическим заболеванием, где она провела последние 25 лет жизни. Такой же недуг достался по наследству и сыну Вазгену. Человек, которого даже в Кремль на вручение Государственной премии пропускали без документов, был глубоко несчастлив.

С. Самсонов честно отрабатывал каждую сцену, сам демонстрировал то, как актеры должны вести себя в кадре. А еще он внес неожиданную краску в образ персонажа В. Павлова. Снял с себя очки с мощными линзами и надел ему на нос. Так на крупных планах глаза Павлова в два раза больше обычных, и это забавно.

В какой-то момент съемок режиссер понял: то, как Т. Семина исполняет роль воспитателя, угрожает изначальной задумке. Для нее прописали много сцен, где она скорее положительный, чем отрицательный персонаж, женщина с пониманием. Если бы роль играла актриса с лишним весом, неинтересная, то речи о конкуренции с персонажем Гундаревой не могло быть. Но Семина привлекательна. Ее героиня — формалистка, но человек долга и широкой души, мечтавшая о счастье. Последней каплей стало то, что в финальном эпизоде свадьбы персонажей Гундаревой и Михайлова точка не ставилась на главных героях. Камера поднималась ввысь, и в окне третьего этажа появлялась рыдающая Семина-воспитатель.

С. Самсонов вырезал все кадры, характеризующие ее положительно, включая последний. Главной героиней должна была остаться одна — Голубева в исполнении Гундаревой.

Получала лента призы и награды, в том числе на МКФ в Шанрусе (Франция). Но одно неоспоримо: с первых недель показов и по сей день фильм остается по-настоящему народным.


Комментариев нет

Технологии Blogger.