Этот человек, который не певица, не балерина, не музыкант, руководит самым главным театром мира
– Николай Максимович, вы представляете себе ваше возвращение в Большой
театр?
– Вы знаете, это очень интересно, но возвращения не может быть, потому что
я оттуда никогда не уходил. Я – там. Это они в гостях, а я и есть Большой
театр, я ходячий Большой театр. Точно так же, как и мои коллеги, которые
работали со мной на этом уровне. И это не зависит от того, находимся ли мы в
здании или мы не находимся в здании, где бы ни находился сегодня Владимир
Васильев или Александр Лазарев (величайший дирижер) – они Большой театр. И
кто бы что ни сделал, они все равно будут Большим театром. А вот те муравьи,
которые сегодня там сидят, – они никакого отношения к Большому театру не
имеют, они просто обогащаются и их семьи живут за счет того бюджета, который
отчисляется Большому театру.
Большой театр, точно так же, как и «Комеди Франсез», как Парижская опера,
как «Ла Скала» – это артисты, дирижеры, художники. Но это никакого отношения
к тем, кто «запятая», не имеет.
Я недавно был у Вани Урганта на передаче, мы там смеялись, я летом снял
видео, в котором поднимал Теону Контридзе, мою подругу. И мы придумали такое
выражение «осельфидить всех» – и я поднял Ваню. И кто-то мне из моих друзей
сказал: «Тебе не тяжело было Ваню поднять?», я говорю: «Да мне еще Большой
театр поднимать».
Понимаете, тут много чего. Конечно, прежде надо будет заняться хозяйством,
это очень важно. Ведь любая профессия имеет логику, а в данном случае – это
производство. Когда у тебя около сцены протекает все и грибок, а это
испарения и этим дышат люди, которым легкие нужны для работы...
Большой театр
Там нет репетиционных залов по сей день, там все сделано антилогично. И это
все то же самое, что мне пришлось исправлять в Академии.
Но первое, что надо сделать, – это инвентаризация, потому что мы не знаем,
что есть в театре на данный момент. Я уже об этом говорил, но повторюсь,
вот, допустим, мы уже двадцать лет не видим наш дом отдыха в Серебряном
бору, у Большого театра несколько гектаров в Серебряном бору и там был дом
отдыха. Где он?
Что будет и как будет, я не могу вам сказать. Но придется работать с нуля,
а у меня уже огромный опыт работать с нуля, потому что то, в каком состоянии
я получил Академию им. Вагановой, по всем направлениям: хозяйство,
образование, производственная практика и так далее, – это был ужас.
Только там это все было не мое, мне пришлось учиться, а здесь я все знаю и
мне в миллиард раз будет легче, просто объем будет гораздо больше – вот и
все. И уровень просмотра будет больше, потому что это главный очаг культуры
в нашей стране. Ведь все прекрасные наши музеи, дома-заповедники и так
далее, все равно для мира – это после, а главное – это Большой театр. А он
находится, к сожалению, в плачевнейшем состоянии, со всех точек
зрения.
Представьте себе, что на сегодняшний день Большой театр – единственный
театр, наверное, в нашей стране, где нет художественного руководителя. Есть
генеральный директор, есть руководители трупп, есть музыкальный
руководитель, а художественного руководителя нет.
Поэтому кто выбирает репертуар, никто не знает, а все придумано только для
того, что в принципе, по большому счету, художественным руководителем театра
является супруга генерального директора, которая занимает незначительную
должность «отдел планирования», а это значит – то, что она придумала и
запланировала – то и будет. Читайте в скобках «художественный
руководитель».
Все придумано очень хитро, и этот человек, который не певица, не балерина,
не музыкант, сегодня, и не один год уже, руководит самым главным театром
мира.
Комментариев нет: