«Характер – это и есть судьба»: правила жизни несравненной Майи Плисецкой


2 мая 2015 года оборвалась жизнь великой балерины Майи Плисецкой – ей было 89 лет. Она любила сцену и любила жизнь. Ломала каноны и плыла против течения. Была необычайно свободолюбивой не только в танце, но и в своих высказываниях.

Майя Плисецкая любила сцену и любила жизнь. Ломала каноны и плыла против течения. Она была необычайно свободолюбивой не только в танце, но и в своих убеждениях и высказываниях.

Ей постоянно приходилось сражаться. За право быть собой и танцевать по-своему. За право выходить на сцену в 65 лет… За право работать с выдающимися Морисом Бежаром и Роланом Пети и быть музой великого Пьера Кардена. Кстати, когда Плисецкая покинула этот мир, Карден сказал: «Майя не умерла, она улетела с птицами». И это правда, ведь одной из самых известных партий балерины был «Умирающий лебедь».

Плисецкая никогда не щадила себя на многочасовых репетициях, ни на выступлениях. Однажды она рассказала «АиФ»: «На моем теле нет ни одного живого места. Я вся в шрамах. Однажды во время пируэта так ударилась мизинцем о партнёра, что он сломался и повис». На вопрос, что она делала дальше, Плисецкая ответила: «Как что? Дальше танцевала! А как же еще?»

Как-то Плисецкая рассказала, что своего «Умирающего лебедя» подсмотрела в Московском зоопарке»: «Несколько раз ездила туда с единственной целью – подглядеть лебединую пластику, форму движения крыльев, посадку головы на изгибе шеи. Один раз мне повезло. Внезапно черный лебедь в нескольких метрах от меня расправил крылья во всю ширь, поднял свою перепончатую ногу-лапу и встал на другой в классический арабеск. Стоял он неправдоподобно долго. Помню, восхитилась – вот это устойчивость…»

А вот в «Лебедином озере» Плисецкая выходила на сцену более 800 раз – с 1947 по 1977 годы. Легендарная балерина объясняла: «Этот балет – лакмусовая бумажка для любой балерины. В «Лебедином» никуда не спрячешься – все как на ладони. Техника, драматический артистизм. «Лебединое» вполноги, вполдуши не станцуешь. Каждый раз после «Лебединого» я чувствовала себя опустошённой. Я была просто вывернута наизнанку…»

Более 50 лет балерина прожила в браке с композитором Родионом Щедриным. Их познакомила Лилия Брик, возлюбленная поэта Владимира Маяковского. Позже Щедрин пришел к Плисецкой на репетицию, где она вышла к нему в обтягивающем черном трико, чем окончательно покорила сердце композитора. «Старикашка Фрейд победил», – позже комментировала балерина.

Плисецкая и Щедрин так и не стали родителями. Балерина предпочла карьеру и не жалела, потому что «детей с семьями много, а Майя Плисецкая одна». Она говорила: «Я вам скажу без хвастовства: мне нечему завидовать. Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава. И главное – у меня прекрасный муж, чего же мне еще желать?»

Плисецкая доказала, что уже не в юном возрасте может дать фору молодым танцовщицам. Например, Одиллию из «Лебединого озера» она играла в 1973 году, когда ей было 48 лет (смотрите видео). А в день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», который поставил Морис Бежар.

Давайте вспомним самые яркие высказывания Майи Плисецкой – ее правила жизни:

«От морщин никуда не деться… Но молодящийся старичок или старушка – это смешно… Знаете, есть старый сад и новый сад. Но ухожен он или нет – это уже совсем другое дело. То же самое с лицом человека: всегда видно – ухожено оно или запущено».

«Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. Только так. Хорошие всегда исключение, подарок Неба».

«Мужчинам всегда нравились красивые фигуры. Я не думаю, что балерины покоряли их своим умом».

«Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда – воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте… До последнего мига боритесь… Мои победы только на том и держались. Характер – это и есть судьба».

«И второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Свое живи!»

«Влюбляйся в момент, не мешкай».

«Не люблю суеты. Ни на сцене, ни в жизни… Лишние слова тоже не нужны».

«Я больше люблю пиво с сосисками, чем сладкое… А вообще, люди не придумали ничего вкуснее, чем обычный хлеб с маслом».

«Не уверена, что высшее проявление ума – это доброта. Добряки бывают и набитыми дураками».

«Диет не надо, надо меньше жрать».

«Мой отец верил, что система человеческих отношений в новом строящемся обществе будет справедливее, чем в прошлых веках. Но десятилетия идут, а система человеческих отношений к лучшему не меняется».

«Я не простила своих врагов и не собираюсь этого делать. С какой стати? За что мне их прощать, скажите на милость? Люди не меняются, это мое глубокое убеждение. И пусть знают, я ничего не забыла и ничего не простила».

«А что и впрямь человеку надо? Про других не знаю. А про себя скажу. Не хочу быть рабыней. Не хочу, чтобы неведомые мне люди судьбу мою решали. Ошейника не хочу на шее. Клетки, пусть даже платиновой, не хочу».


Комментариев нет

Технологии Blogger.